Цифровые технологии в стоматологии: оптимизация процесса управления и оказания медицинской помощи

чт, 02/15/2024 - 12:41 -- editor

Авторы: Пешков В.А. - к.м.н, доцент, главный врач ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1»; Пешков М.В. - к.м.н, заведующий терапевтическим отделением ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1»; Кирилюк В.Р. - системный администратор ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1»; Мишуткина Е.А. - системный администратор ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1».

Процесс цифровизации системы здравоохранения в Рязанской области начался в 2012 году. За двенадцать лет решены многие задачи и реализованы проекты. В 2021 году Правительство Российской Федерации определило стратегию цифровизации в здравоохранении на ближайшие несколько лет, выделив основные направления: создание единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ; разработка и внедрение медицинских платформенных решений.

Цифровизация

До реорганизации (ноябрь 2018 года) в городских стоматологических поликлиниках использовались разные системы для учета и управления организационными процессами. Проанализировав все информационные системы, решили ввести единую платформу учета оказания платных медицинских услуг - 1С:БИТ Стоматология. Для реализации намеченного приобрели необходимое программное обеспечение и компьютерную технику; провели обучение сотрудников с выездом ответственных специалистов на рабочие места персонала (врачей, медицинских сестер, администраторов и кассиров). Техническая поддержка и консультации по работе в системе производятся и в настоящее время. Внедрение единой системы позволило упростить и унифицировать формы документов, финансовый учет, расчет оплаты труда, учет расходов материалов.

Внедрение информационных технологий в процессе лечения по программе ОМС в ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1» в 2021-2023 гг. претерпело множество изменений.  За последнее время в регионе сменилось несколько информационных систем. В сентябре 2022 года состоялась стратегическая сессия «Цифровая трансформация здравоохранения в Рязанской области», участие в которой принимали главные врачи медицинских организаций региона; представители Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова; разработчик медицинской информационной системы ПАО «Ростелеком», а также приглашенные эксперты из Ямало-Ненецкого автономного округа. Участники сессии обсудили вопросы внедрения и обучения специалистов работе в новой медицинской информационной системе региона «РТ МИС».

Новую информационную систему начали применять в четвертом квартале 2022 года. IT-специалисты ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1» провели большую подготовительную работу: заполнили паспорт организации в системе ЕЦП МИС; создали структуру организации (подразделения, отделения); утвердили штат организации (разместили данные сотрудников в систему); настроили видимость (доступность) всех отделений на портале Госуслуг.

Согласно приказу Министерства Здравоохранения Рязанской области от 30.01.2023 № 165 в опытную эксплуатацию ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1» введено программное обеспечение ЕЦП МИС 2.0 в «Систему управления здравоохранением Рязанской области».

В цифрах

О том, насколько после применения цифровизации улучшилась работа подразделений в ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1», можно увидеть, проанализировав имеющиеся данные.

В январе 2023 года для самозаписи пациентов на прием в Госуслугах выделялось 30% талонов, а в марте этого же года - 60%.

В настоящее время пациентам предоставляется 100% талонов для самостоятельной записи, что соответствует федеральным рекомендациям (не менее 60%). Для тех, кто не может записаться на прием к специалисту через Госуслуги, в данном лечебном учреждении и в подразделениях работают инфоматы.

Обновление талонов производится ежедневно на четырнадцать дней вперед и дополнительно на следующий день, что обеспечивает рекомендуемый горизонт записи.

Для комфортной и продуктивной работы в системе медицинский персонал обеспечен автоматическими рабочими местами (АРМ).

Медицинский персонал работает на высоком профессиональном уровне в системе ЕЦП МИС 2.0.  Обучение проходило в несколько этапов: групповое - в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П.Павлова; профильные обучающие вебинары и выездное обучение - сотрудниками РТ МИС; персональное обучение сотрудников и составление для них типовых инструкций - IT-специалистами ГБУ РО СП№1 на рабочих местах.

В настоящее время медицинская документация с бумажных носителей переведена в цифровой вид. В соответствии с профилем оказываемой медицинской помощи сто процентов структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) переданы в ЕГИСЗ: протокол консультации;  эпикриз законченного случая; направление на диагностическое исследование; протокол инструментального исследования; справка о временной нетрудоспособности учащегося; контрольная карта диспансерного наблюдения; протокол консультации в рамках диспансерного наблюдения.

Достижения

Информационные технологии, применяемые в здравоохранении, позволили: оптимизировать процессы управления организацией в целом; учитывать первичные медицинские данные; активно использовать структурированные электронные медицинские документы; осуществить постепенный переход на электронный документооборот в работе; оптимизировать время пациента на получение медицинской помощи.

В ближайшее время в медицинскую информационную систему будет интегрирован модуль консультации с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ)- система поддержки принятий решений, ведение электронной карты с ее быстрым заполнением через систему преобразования голоса в текст. Это позволит сократить время работы самого врача и улучшить качество оказываемой медицинской помощи.

Для большего информирования населения, формирования доверительных отношений и разрешения конфликтных ситуаций на ранних стадиях, специалисты ГБУ РО СП№1: обновляют информацию на официальном сайте; размещают сообщения в социальных сетях; поддерживают общение с пациентами в режиме вопрос-ответ в группе Телеграмм «Здоровье»; решают проблемы пациентов, обратившихся на платформу обратной связи (ПОС).

Коллектив медицинского учреждения готов и в дальнейшем применять в своей работе новые цифровые технологии.

Источники:

https://n3health.ru/cifrovizaciya-medici...

http://vestnik.mednet.ru/content/view/43..

https://cmpmait.ru/materials/view/strategicheskaya-sessiya-cifrovaya-transformaciya-zdravoohraneniya-v-ryazanskoj-oblasti-8042