О безопасности двухколесного транспорта

пт, 04/10/2015 - 11:03 -- editor

В ходе 70-й сессии Рабочей группы по безопасности дорожного движения Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН состоялся «круглый стол» по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации двухколесных транспортных средств.

В заседании «круглого стола» приняли участие представители 25 государств, в том числе России, и 16 международных организаций. Участники дискуссии представили опыт работы по повышению безопасности водителей и пассажиров транспортных средств и существующие подходы в решении этих проблем в своих государствах. Так, представитель Франции проинформировал участников, что одним из индикаторов существования такой проблемы в стране является диспропорция между количеством зарегистрированных двухколесных транспортных средств - 2% от всего парка – и смертностью их водителей и пассажиров, которая составляет 24% от всей смертности в ДТП. Риск гибели в качестве водителя или пассажира двухколесного транспортного средства во Франции в среднем в 23 раза выше, чем у водителя или пассажира автомобиля. Для снижения аварийности в стране, в частности, утвержден новый стандарт регистрационных знаков для мотоциклов. Их характеристики не позволяют деформировать знак таким образом, чтобы он не распознавался средствами фото- видеофиксации. Прорабатывается возможность внесения в ПДД изменений, предусматривающих возможность движения мотоциклов между рядами автомобилей, - здесь используется опыт Бельгии, имеющей соответствующие наработки. Особое внимание уделяется обязательному наличию у мотоциклистов специальной экипировки, позволяющей минимизировать последствия падения с мотоцикла, а также подготовке мотоциклистов и водителей мопедов. Представитель Индийского института автотранспортного образования акцентировал внимание на исключительной важности данной проблемы для юго-восточной Азии, где соотношение двухколесных транспортных средств по отношению к автомобилям – 70 на 30 – обратно аналогичному соотношению для европейских государств. Кроме того, принципиальное отличие заключается в том, что в Европе двухколесные транспортные средства в большей степени используются для проведения досуга – в туризме, спорте, - в то время как в Азии они являются, главным образом, утилитарными транспортными средствами, позволяющими людям решать свои бытовые задачи. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы, используемым в ряде регионов Китая, является полный запрет на использование двухколесных транспортных средств, который был реализован в 2006-2007 годах. Среди мер, также применяемых в Азии для обеспечения безопасности двухколесных транспортных средств, были отмечены такие, как оборудование выделенных полос и иных способов разделения движения, специальных «мягких» барьеров, систем ограничения скорости, а также освещение дорог, специальная одежда для мотоциклистов и использование шлемов. При этом было отмечено, что повсеместному применению защитных шлемов как наиболее эффективных средств защиты водителей и пассажиров двухколесных транспортных средств препятствуют климатические особенности Азии - высокая температура и влажность воздуха, - а также религиозные аспекты. Генеральный секретарь Международной ассоциации мотопроизводителей проинформировал о мерах, которые принимают организации-изготовители двухколесных транспортных средств для повышения их безопасности. В частности, было подчеркнуто, что в ряде европейских государств положительно зарекомендовал себя опыт разрешения движения двухколесных транспортных средств по полосам, выделенным для движения маршрутного транспорта. Это позволит минимизировать вероятность столкновения водителей мотоциклов и мопедов с автомобилями. Профессор Центра исследований ДТП Таиланда подтвердила исключительную актуальность решения проблемы безопасности при использовании двухколесных транспортных средств в юго-восточной Азии, где мотоциклы и мопеды составляют основу парка транспортных средств. При этом в Таиланде в последние годы фиксируется устойчивый рост основных показателей аварийности с участием данной категории участников дорожного движения, что предопределило необходимость принятия срочных организационно-правовых мер. Докладчик рассказала о результатах масштабного исследования причин и условий возникновения таких ДТП в Таиланде, основанного на подробном анализе статистических данных об аварийности. Основными направлениями политики в этой сфере в Бельгии названы совершенствование системы подготовки водителей мотоциклов, предусматривающей, в частности, поэтапный допуск к управлению, а также проведение различных социальных кампаний и оптимизация правил дорожного движения. В частности, в Бельгии регламентирована перевозка детей-пассажиров, разрешено движение по полосам, выделенным для движения маршрутных транспортных средств Представитель Малазийского научно-исследовательского института безопасности дорожного движения рассказал об особенностях национальной политики его страны по отношению к двухколесным транспортным средствам, водители и пассажиры которых составляют 70% от всех погибших в ДТП. Проведен анализ причин и условий по ряду критериев: возраст, пол, время суток, погодные условия. Особенностями ситуации в Малайзии, обусловленными мусульманскими традициями, являются, например, ничтожная доля ДТП в состоянии опьянения и неиспользование защитных шлемов женщинами из-за ношения хиджабов. Руководитель отдела безопасности дорожного движения Белградского университета проинформировал о научных основах деятельности по повышению безопасности двухколесных транспортных средств в Сербии, где за последнее десятилетие количество зарегистрированных мотоциклов увеличилось в 2,5 раза. Среди факторов, наибольшим образом влияющих на риск ДТП с участием мотоциклистов, выделяются поведенческие и мотивационные факторы, качество подготовки водителей, наличие защитной одежды и шлема, возраст водителей, употребление ими алкоголя, а также категория дороги, время суток, тип используемого мотоцикла. В заключение участники «круглого стола» одобрили итоговый документ, содержащий рекомендации о дальнейшей деятельности на глобальном, региональном и национальном уровнях, направленной на повышение безопасности водителей и пассажиров двухколесных транспортных средств. Презентации докладчиков, содержащие информацию о мерах по повышению безопасности двухколесных транспортных средств, включая соответствующие статистические данные, размещены на веб-сайте ЕЭК ООН.

По материалам сайта unece.org

Фото с сайта youtube.com