В Росреестре по Рязанской области обсудили вопросы противодействия коррупции

вт, 10/23/2018 - 11:49 -- editor

Руководитель Управления Росреестра по Рязанской области Андрей Усейкин встретился с журналистами и рассказал об обязанности государственных гражданских служащих по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции.

- Андрей Казимирович, 1 марта Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию озвучил концепцию борьбы с коррупцией в России. Президент тогда отметил, что важнейшей составляющей антикоррупционных мероприятий является понимание чиновниками всех уровней неотвратимости наказания за коррупционные преступления. Позже глава государства утвердил национальный план по противодействию коррупции на 2018−2020 годы. Цель - создать антикоррупционную обстановку в стране и в частности на госслужбе. Каким образом можно добиться поставленной Президентом России цели здесь, «на местах»?

- Без тесного взаимодействия с гражданами добиться этого невозможно, чем чаще мы пропагандируем нормальные антикоррупционные стандарты, тем лучше успех в нашей деятельности. Без средств массовой информации? Никак, потому что — это самый эффективный способ информирования, влияния и получения обратной связи. Одним словом — действенный инструмент взаимодействия государства и общества. Ведь девять лет проводимой антикоррупционной политики в стране подтвердили — борьба чиновников с чиновниками без участия общества не принесла и не принесет ожидаемых результатов. Высокий уровень коррупции - проблема всего общества, а не одной бюрократической машины. Необходимо развивать равнозначно государственное управление и гражданское общество. Важно повышать уровень правовой культуры населения, морально-нравственных ценностей в обществе, проводить антикоррупционное просвещение и формировать нетерпимость к коррупции и в целомк противоправному поведению.

- Какая работа проводится в вашем ведомстве в этом направлении?

- В Управлении Росреестра по Рязанской области мы уделяем серьезное внимание воспитательной работе. С молодыми сотрудниками с целью профилактики коррупционных правонарушений проводим профилактические беседы о недопустимости коррупционных проявлений, о порядке уведомления в случаях склонения их к  совершению коррупционных правонарушений, о запретах и ограничениях, связанных с прохождением госслужбы, семинары на знание законодательства в области противодействия коррупции.

- В чем и как ограничены госслужащие?

- Законодательство многих государств предполагает, что госслужба должна быть сопряжена с определенными ограничениями. Работа на государство — это большие полномочия, однако с ними связана более высокая ответственность. Государственные служащие находятся под гораздо более мощным «микроскопом», чем предприниматели.

Основные обязанности, ограничения и запреты, имеющие антикоррупционную направленность и связанные с прохождением госслужбы, установлены Федеральном законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым  предусмотрено введение антикоррупционных стандартов, представляющих собой единую систему запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции, а также Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Так, статьей 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Активно заниматься предпринимательской деятельностью нельзя, при этом владеть бизнесом, строго говоря, не запрещено, владеть долями в предприятиях можно; если владение создает конфликт интересов, нужно передать бизнес в доверительное управление.

Как правило, если бизнесмен переходит на госслужбу, бизнес либо продают, либо передают в доверительное управление. В последнем случае бывший предприниматель продолжает получать от бизнеса доход, но никаким образом не должен участвовать в управлении бизнесом или создавать какие-либо преференции для своего бизнеса как госслужащий. При этом закон не запрещает заниматься предпринимательской деятельностью родственникам чиновника.

Еще одно близкое по смыслу ограничение касается трудоустройства уволившихся чиновников. При заключении трудового договора либо договора гражданско-правового характера на сумму свыше 100 тысяч рублей с бывшим государственным служащим работодатель обязан в течение 10 дней направить уведомление по его бывшему месту службы. Это ограничение действует в течение двух лет со дня увольнения с госслужбы.

- Смысл ограничения понятен: затруднить бизнесмену коррумпирование чиновника предложением ему «теплого местечка» в своей компании после увольнения с госслужбы. В последние годы руководством страны проводится политика, которая в средствах массовой информации получила название «национализация элит», связанная с запретом чиновникам владеть активами за рубежом.

- Работая на государство, чиновник должен видеть свое будущее в России и не связывать свои финансовые надежды с другими странами. Кроме того, наличие активов за границей создает возможность давления на чиновника со стороны соответствующих спецслужб. Кому именно и чем именно запрещено владеть за границей, определяет Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Каждое министерство определяет свой перечень должностей, которых касается этот запрет. Вопреки широко распространенному заблуждению недвижимостью владеть можно. То есть дачу на море в Италии, переходя на госслужбу, можно не продавать и продолжать ею пользоваться, задекларировав в числе прочего имущества.

- Замещение значительного количества должностей госслужбы предполагает декларирование доходов и имущества, причем не только самого служащего, но также супруги и несовершеннолетних детей.

- Да, в одних случаях эти декларации публикуются в открытом доступе, в других лишь направляются в кадровую службу «родного» ведомства. Среди нарушений в сфере противодействия коррупции, нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по представлению достоверных и полных сведений о доходах, наиболее распространены. Но служащие должны декларировать не только свои доходы, но и расходы. Если госслужащий, его супруга или несовершеннолетний ребенок приобрели недвижимость, автомобиль, ценные бумаги, превышающие доход супругов за последние три года, необходимо задекларировать эти расходы, а также указать источник средств. Это установлено Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

- Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения имеет место конфликт интересов должностных лиц.

- Да, конечно, поэтому для служащих установлена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности его возникновения, то есть не допускать ситуации, когда предоставленные ему полномочия могут быть использованы в целях личной выгоды. Непринятие или несвоевременное принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов на госслужбе являются типичными нарушениями.

При планировании карьеры на госслужбе стоит весьма внимательно изучить Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Важно, что под коррупцией понимается не только дача или получение денежной взятки, но и другие формы получения выгоды, в том числе «услуг имущественного характера». То есть сравнительно невинная с виду услуга чиновнику, например помощь в подборе материалов для его кандидатской диссертации, может быть расценена как проявление коррупции. Кроме того, госслужащий должен предупреждать возникновение конфликта интересов. Конфликт интересов, согласно закону — это ситуация, в которой личная заинтересованность госслужащего влияет или может повлиять на исполнение им служебных обязанностей, в том числе к ущербу граждан, общества и государства. Например, это случай, когда госслужащий является членом конкурсной комиссии, а в одной из компаний, претендующих на участие в закупке, его жена является коммерческим директором. Закон в таких случаях требует от служащего письменно уведомить своего руководителя о наличии конфликта интересов. Если этого не сделать, служащий может быть уволен. Далее принимаются решения по устранению конфликта интересов: в приведенном примере служащий может быть исключен из конкурсной комиссии на время проведения конкретного тендера. То есть, обязанность служащего - соблюдать антикоррупционные стандарты, а обязанность его руководителя - обеспечить их соблюдение. Подводя итог, необходимо отметить, что предотвращение конфликта интересов и устранение его негативных последствий являются одним из эффективных средств борьбы с коррупцией.

- Многие госорганы разработали и опубликовали на своих сайтах достаточно подробные памятки по типичным ситуациям конфликта интересов.

- Наша служба – не исключение. Противодействию коррупции на сайте Управления в системе сайтов Росреестра посвящен целый раздел, кроме этого в автоматическом круглосуточном режиме функционирует «телефон доверия».