«Эко-Пронск» единственный региональный оператор в Рязанской области по обращению с ТКО

пт, 12/13/2019 - 16:25 -- editor

Многие жители областного центра отметили, что в ноябре около домов образовались огромные свалки из оконных рам, старых стульев, мешков и многого другого, вывозить которые никто не торопился. Представители управляющих компаний объясняли, что теперь ответственным за вывоз ТБО является рязанский региональный оператор «Эко-Пронск», все вопросы следует задавать специалистам этой организации

О том, как складывается на сегодняшний день работа регионального оператора «Эко-Пронск» по обращению с ТКО в рязанском регионе рассказал генеральный директор Валерий Матюхин, который не понаслышке знает все о проблемах ЖКХ в регионе.

- Валерий Владимирович, какие функции возложены на специалистов вашей организации?

- Региональный оператор – это организация, которая несет ответственность за весь цикл работы с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включая их сбор, транспортировку, обработку и захоронение в специально отведенных для этого местах.

Хочу отметить, что мы, выиграв тендер, приступили к выполнению своих обязанностей с 1 ноября 2019 года. К сожалению, нам не сразу удается решить существующие проблемы, но мы стремимся к этому. Подробнее хочу остановиться на том, что представляет реформа в нашем регионе, что мы делаем для того, чтобы решить проблемы, а также о том, что планируем сделать в ближайшем будущем.

В Рязанской области осуществляется даже не реформа, как в большинстве регионов, а происходят целые революционные преобразования. И это не просто слова.

Во-первых, если раньше в области было более 100 отдельных перевозчиков,  то сейчас это 1 региональный оператор, с которым заключили договоры только те перевозчики, которые отобраны на конкурсной основе и обладают надлежащим парком специальной автотехники, оснащенным системой ГЛОНАСС и планшетами.

Во-вторых, планово-регулярной системой очистки от ТКО теперь охвачены все поселения и населенные пункты области. До 1 ноября текущего года ТКО не вывозились из 52 поселений и более 1800 населенных пунктов, которые территориально занимают более 30% площади региона.

В настоящее время проходит переходный период, в разных областях он занял от 3-х до 4-х месяцев и более. Мы поставили перед собой цель уложиться в самые короткие сроки.

Согласно разработанным на основе логистики графикам, на линию в плановом порядке ежедневно должно выходить 107 единиц спецавтотехники.

Учитывая сложности пускового периода, регоператор в первую неделю работы задействовал от 120 до 135 машин, но есть еще резервы.

Объемы ежедневно вывозимых отходов составляют в настоящее время в среднем более 10 тыс. куб.м., что несколько выше параметров территориальной схемы по обращению с отходами.

Регоператор (с партнерами) сейчас располагает собственным парком спецавтотехники в количестве 85 единиц.

Несмотря на так называемые завалы, которые наблюдают многие рязанцы, ни о каком риске срыва реформы в целом у нас говорить просто нельзя, явление это временное, обусловленное подчеркиваю только организационными моментами.

- Валерий Владимирович, ваши специалисты проанализировали, по каким причинам произошли срывы графиков вывоза ТБО, какие из них можно выделить, как самые основные?

- Да, конечно. Проведенный анализ нашей деятельности за первые 3 недели позволил выделить основные группы причин, препятствующих своевременному сбору и вывозу отходов: технические причины, отсутствие регламента, не соблюдение установленных Правил и Норм.

Если говорить о технических причинах, можно сказать о том, что, например, по Приокскому и Канищеву на каком-то этапе было потеряно взаимодействие диспетчерской службы и перевозчика. В Кораблино 3 раза подряд ломалась машина, подменный автомобиль, который был туда направлен, весь город очистил от ТБО. В Дашково-Песочне в начале ноября произошло 2 ДТП с участием мусоровозов (притерлись к близко припаркованным к площадкам легковым автомобилям). А каждый мусоровоз обслуживает сразу несколько микрорайонов, поэтому отсутствие даже одного автомобиля существенно сказывается на ситуации.

Организация сбора ТКО (и КГО) в первую очередь повлияла на создание так называемых завалов. Это произошло из-за неверных данных по расположению мест накопления отходов, представленных муниципалитетами и прежними перевозчиками. 

В Территориальной схеме, которую нам предоставили, содержалась информация о 6300 контейнерных площадках, исходя из чего, были прописаны потоки движения отходов.

Однако в течение подготовительного периода по нашим запросам администрациями городов и районов и перевозчиками была предоставлена информация уже о 12 461 контейнерных площадках.

В итоге, когда регоператор начал работать, было выявлено ещё 2 595 мест накопления отходов, о которых мы раньше не знали и знать не могли, и по которым и были в основном инциденты в первые дни работы. В итоге мы теперь обслуживаем 15 056 «объектов».

В настоящее время региональный оператор совместно с органами местного самоуправления проводит необходимые корректировки имеющихся графиков с целью обеспечения полноты и регулярности вывоза отходов.

Больной вопрос – частный сектор, но мы работаем и в этом направлении, организуя места сбора ТБО, ранее во многих населенных пунктах, в том числе и в Рязани, жит

ели выносили мусор в мешках ближе к проезжей части, а спецавтотехника забирала их.

Не было проведено соответствующей разъяснительной работы с жителями районов области представителями местного самоуправления, особенно там, где отходы не вывозились или вывозились по системе объезда.

Накануне начала деятельности Регоператора контейнерные площадки не были своевременно освобождены от отходов, особенно крупногабаритных, предыдущим перевозчиком. Иногда регулярный вывоз прекращался за неделю до 1 ноября; ряд управляющих компаний (особенно массово в Октябрьском районе г.Рязани)  сняли часть контейнеров, провоцируя тем самым навалы мусора (график вывоза был ежедневный). Практически все оставленные контейнеры аварийные. Регоператор вынужден был оперативно расставить более 30 контейнеров. Процесс снятия контейнеров по отдельным УК продолжается (ЖЭУ-21). Мало того, угроза сохраняется со стороны некоторых УК города.

Все отмеченные инциденты документально зафиксированы!

- Кто должен приобретать контейнеры, как быть с автомобилями, припаркованными рядом с площадками?

- Приобретение контейнеров достаточно серьезный вопрос. Относительно оборудования площадок вопрос ясен – это задача ОМСУ и УК, собственников.

А относительно емкостей – по-прежнему у муниципалитетов надежда на Регоператора, хотя с таким же успехом их могут приобретать все участники процесса, в первую очередь – муниципалитеты.

Мы уже выбрали те минимальные средства, что были заложены в тарифе на эти цели, и превысили лимит в 3 раза за счет займов и кредитов.

Наши специалисты расставили в городах и районах 924 емкости, заказали ещё.

Хочется отметить Ермишинский район, в котором сумели закупить и расставить 80 контейнеров, ждут поставки ещё 73. Отторговали оборудование 30 контейнерных площадок и скоро приступят к их строительству.

Но есть и не очень приятные моменты. Так 15 ноября на территории п.Солотча была установлена тара в количестве: 70 штук емкостью 0,75 м.куб, 10 шт. емкостью 8 м.куб для населения частного сектора и многоквартирных домов. При обращении в префектуру Советского района для подписания договора ответственного хранения был получен отказ. Итогом пятидневного пребывания тары на территории п.Солотча  стала пропажа 5-ти контейнеров. Ищем!

Еще одна не менее важная проблема. По очень многим адресам мусоровозы не могут подъехать к контейнерным площадкам и бункерам из-за припаркованных автомобилей. Проблема системная. Одному регоператору её не решить. В Калужской, Московской, Саратовской областях вопросы решаются в той или иной степени посредством местных и региональных нормативных актов. УК и муниципалитеты обязывают делать соответствующую разметку и указатели. В Красноярском крае согласно Закону об административных правонарушениях водителю, чей автомобиль препятствует вывозу ТКО, грозит штраф 3000 руб, для юридических лиц – 10 000 руб. Конкретно именно за это правонарушение.

- Рязанцы считают, что вы должны вывозить все, что сваливают на улицах города и во дворах, в том числе ветки деревьев, собранную листву, так ли это?

- Изначально крупногабаритные отходы (далее КГО) не были приняты в расчет при определении норм накопления отходов. В тарифе очень размыто заложено «измельчение ГКО перед погрузкой». Никаких дополнительных средств на перевозку не предусмотрено. Тем не менее, регоператор согласился и будет возить КГО.

Крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ говорится, что  «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд».

Ветки, стволы деревьев, пни, штакетник, доски, строительные отходы, шины – это не КГО! К сожалению, жители так же как специалисты управляющих компаний и органов местного самоуправления этого не понимают.

КГО всегда вывозились отдельно от ТКО, по заявкам. К сожалению, заявки стали поступать только с 8-го ноября.

- Тарифы вызывают много споров у рязанцев …

- Двадцать седьмого сентября этого года ГУ «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области» установила единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пересчете на одного проживающего это составит от 94,22 до 95, 46 руб/человека в зависимости от категории жилого дома.

Анализ аналогичных тарифов, установленных в других регионах, показывает, рязанский тариф занимает место ниже среднего по ЦФО. Так, в Московской области (не город) услугу по вывозу отходов от населения оценили в 227 рублей с человека, в Воронежской – 158-165 рублей, Тульской – 143-165 рублей, Калужской – 103-127 рублей, Белгородской – 111 - 124 руб/чел.

Следует отметить, что указанный тариф позволит осуществить полный цикл обращения с отходами, включая их сбор, транспортирование, сортировку и захоронение от всего населения области, включая те населенные пункты, из которых до настоящего мусор не вывозился.

Выстраиваемая на территории Рязанской области новая система обращения с отходами будет максимально прозрачна, экологична и соответствовать всем требованиями современной «зелёной» экономики.

В следующих публикациях мы ответим на вопросы наших читателей и расскажем о раздельном сборе мусора, а также об утилизации отходов в Рязанской области и перспективах развития регоператора «Эко-Пронск».

Ольга Храпова